Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Будет ли Электронная путевка платной? От Сафонова потребовали раскрыть карты

Будет ли Электронная путевка платной? От Сафонова потребовали раскрыть карты

Введение электронной путевки продолжает оставаться проблемой для рынка – с жесткими вопросами, на которые до сих пор нет внятного ответа ни от одного из чиновников, к главе Ростуризма обратились из общественной организации «Опора России». «Предприниматели из сферы туризма обеспокоены возможными негативными последствиями и дополнительными расходами», - говорится в письме.

Основной поднятый в нем вопрос – будет ли новая версия электронной путевки платной. Напомним, летом этого года оператором системы стало АО «Национальные туристические технологии». И, как отмечают эксперты, неясно, будет ли новый оператор взимать плату за пользование системой в виде комиссии. Более того – на плечи туррынка в любом случае лягут расходы по обучению и содержанию персонала, обученного работе с системой, а также по закупке программного обеспечения и обновлений. При этом ответ на вопрос «чего ради?» для бизнеса совершенно не очевиден.

«Затраты туроператоров в конечном счете отразятся на конечной стоимости туристических услуг и лягут на плечи потребителей», - предупреждают представители «Опоры России». При этом безопасности и якобы «приоритетность» информации, содержащейся в электронной путевке фактически фикция.

«Наличие информации в электронной системе о том, что проживание и перелет оплачены не предоставляет никаких дополнительных гарантий по сравнению с такими же бумажными квитанциями и счетами», - подчеркивают в «Опоре России». Они также могут быть аннулированы принимающей стороной в случае если туроператор задолжал контрагентам или официально обанкротился. Опять же, принимающую сторону, находящуюся «вне» российской юрисдикции, обязать вносить данные в систему невозможно. При этом остается проблемой «неопределенность статуса сведений, содержащихся в информационной системе», то есть, защита персональных данных пользователя.

В связи с этим общественники задают Ростуризму соответствующие вопросы. Впрочем, судьба внедрения электронной путевки «прозрачно намекает», что правдивые ответы будут исключительно невыгодны для рынка. Напомним, внедрение на туристическом рынке электронной путевки планировалось еще 1 января 2018 года, однако с треском провалилось, хотя потрачено на её разработку было порядка полумиллиарда (!!!) бюджетных денег. Официальной причиной этого провала чиновники называют отсутствие «нормативно-правовых актов». При этом эксперты отмечают, что фактически тем функционалом, который был нужен туристическому рынку, получившийся вариант «электронной путевки» (ЭП) не обладает, оказываясь лишь некоторым «дубликатом» бумажного договора и дополнительным элементом статистического учета. При этом помимо присвоения бюджетных денег, система также подразумевает разорительные для туроператоров «доработки» для создания «шлюзов» при интеграции с уже существующими системами продажи туров. Фактически на совещании в январе самым острым вопросом стало обеспечение взаимодействия между электронной путевкой и информационными системами туроператоров. По оценкам IT-отделов турфирм, готовых решений для этого нет, соответственно, шлюзы придется разрабатывать своими силами. А кто будет это оплачивать – непонятно.

При этом никакой функциональности, оправдывающей эти усилия, у электронной путевки нет. «Те акты, которые разрабатывал Ростуризм, подразумевали, что электронная путевка станет полноценным электронным договором. Однако на сегодняшний день ЭП превратилась в некий текст договора, в электронный чек. Да, в такой функции она работает, но первый вопрос – нужен ли за такие деньги, которые были потрачены, просто электронный чек?», - отмечает эксперт, знакомый с ходом разработки. Причем установка шлюзов, позволяющих работать с этим чеком – примерно полтора месяца работы программиста.

На тот момент туроператоры единодушно продемонстрировали такую позицию: если государство в лице профильных чиновников хочет внедрить ЭП, то пусть государство и оплачивает все расходы по этому внедрению, ибо бизнесу ЭП совершенно не нужна.

При этом стоит добавить, что изначальный разработчик системы, компания «Астерос», в конце марта подала иск о своем банкротстве.Как прокомментировал в тот момент корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» представитель судившегося с «Астеросом» субподрядчика «Аэронавигатор», которому «Астерос» не оплатил за саму разработку путевки, теперь её внедрение вообще откладывается на неопределённое время, причём вне зависимости от усилий Ростуризма. По словам главы «Аэронавигатора» Александра Белея, банкротство «Астерос» развивается по «классической» схеме, хорошо знакомой туристическому рынку: собственник исчез за границей, более 900 человек персонала компании подали заявления об увольнении, а кто вернет заплаченные этой компании деньги – неизвестно.

При этом эксперты уверяют, что итоговая сумма будет значительно больше. «По нашей информации, г-н Бяков - основной владелец, которому принадлежит 82.59% компании, покинул страну. На фоне тех денег, что пропали в «Астеросе», наши убытки являются копейками», - прокомментировал Александр Белей. По его информации, общая сумма, вероятно, исчисляется миллиардами.

При этом именно в том, что касается электронной путевки, формально свою работу «Астерос» выполнил. «Формально от «Астероса» судьба электронной путевки уже не зависит – в декабре прошлого года контракт был закрыт, проект принят. В итоге юридически эти две вещи уже не связаны. Однако формальная ее готовность до сих пор вызывает вопросы. «Что касается электронной путевки - её сдали недоделанной, об этом в частности мы говорили на совещаниях в Минкульте. Там подробно перечислялось, что конкретно недоделано и куда нецелевым образом были потрачены деньги», - отметил Александр Белей. Эксперт оценил, что даже к опытной эксплуатации электронной путевки сложно будет приступить в текущем году, «если не найдут вменяемых денег на реанимацию проекта». Так что у туррынка есть основания опасаться, за чей счет будет «банкет».

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Источник