Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Как пятеро белорусов взошли на Эльбрус. Атмосферные фотографии с вершины

В августе этого года пятеро белорусов совершили двухнедельный спортивный поход второй категории сложности по Кавказу с восхождением на Эльбрус (для такой категории требуется прохождение дистанции не менее 120 км). Читательница TUT.BY Ольга Белаш вела во время похода дневник и решила поделиться с читателями его фрагментами. А также, разумеется, своими фотографиями.

Автор «Фотоотдыха»: Ольга Белаш

Наш поход был некоммерческий. То есть его подготовку и планирование маршрута мы осуществляли самостоятельно.

Два самых опытных участника отметили в пути свой день рождения. Это руководитель нашей группы Вячеслав Бажанский (мастер спорта по спортивному туризму, гид-проводник международного класса) и его заместитель Валерий Гринько. Туристический стаж первого — более 50 лет, второго — более 40 лет.

Добавлю несколько слов о других участниках группы. Я и штурман Павел Кийков прошли весь поход на растительной сырой еде без глотка кипятка, при этом сохранив хорошую физическую форму и успешно поднявшись на вершину. Такой вид питания позволяет нам вести здоровый, активный образ жизни, не болеть и регулярно тренироваться. Пятым членом нашей команды была завхоз Елена Белоцкая.

А теперь — в дорогу!

8−11 августа. Символично, что наше долгожданное путешествие на Кавказ мы начинаем именно в День альпинизма. За окном с быстротой замелькали пейзажи разных городов: Минск, Москва, Минеральные Воды и, наконец, долгожданный Верхний Баксан. Баксан встретил плотным серо-зеленоватым покрывалом туч над головой. Всю ночь и первую половину дня шел дождь, поэтому выход на маршрут решили отложить. Есть время подготовить себя морально, ведь с завтрашнего дня на плечах будет рюкзак в 26 килограммов (и это у девушек). Каждый день нам предстоят наборы и сбросы высоты от 700 метров до 1800 метров, подъемы в 4−5 утра и 500 граммов еды на человека в сутки.

На следующее утро выходим на маршрут. Уже после нескольких переходов мы идем в облаке, как ежики в тумане. Видимость небольшая, что создает таинственную атмосферу и ощущение стопроцентной влажности воздуха.

Еще на подходе к реке мы покидаем лесную зону, после которой пейзажи становятся постепенно все более каменными, встречается множество небольших ущелий с текущими по ним ручьями. Первый бивуак разбиваем на полянке, с которой просматривается нагромождение камней и серая дымка облаков. Картину дополняют звуки воды разной силы, создавая настоящую симфонию. Чувствуем воссоединение с природой, наполненность и внутреннее успокоение.

Фото: Ольга Белаш

12−15 августа. Наступает рассвет, а с ним и ранний подъем. Наша цель на сегодня — горное озеро Сылтранкель, окруженное вершинами, высотой примерно 4000 метров. Интересно наблюдать, как озеро меняет свой цвет воды в зависимости от освещения, которое создают облака, затемняя или приоткрывая небо.

За стенками палатки идет мелкий дождь, где-то далеко завывает ветер, темнота, ничего не видно, только очерченные исполинские силуэты гор. Как же хорошо в нашем оранжевом переносном доме! Ночью после дождя начал падать снег. Когда утром проснулись, на палатке был иней и лед. Ранним утром температура воздуха была минусовая. Мои перчатки, забытые на камне, сами превратились в камень. Быстрые сборы придают силы и желание быстрей надеть рюкзаки и начать подъем на перевал. Через два перехода (ходовое время в горах может занимать, например, 30 минут, потом отдых 10−15 минут. Это и есть один переход. — Прим. TUT.BY) мы поднялись на перевал Сылтран высотой 3450 метров, откуда открывается прекрасный вид на гордый Эльбрус.

В конце дня переправляемся вброд на слиянии рек Мкяра и Субаши. После этого сразу разбиваем лагерь для ночевки и решаемся окунуться в чистейшей горной речке Субаши. Что и говорить, водичка освежающая!

Фото: Ольга Белаш

Следующий день пути с набором высоты в 900 метров вывел нас под перевал Чаткара.

Стоянку оборудовали на высоте 3450 метров. Окружающий нас пейзаж состоял из безжизненной каменной сыпухи разного размера. Кругом серые и коричневые тона. Чувствовалось, что за этим стоит огромная сила и мощь. То, что на первый взгляд, кажется безжизненным, пульсирует и бьет ключом, но открывается не каждому.

Утро было прекрасное. Солнце освещало горы и проплывавшие мимо нас облака. Атмосфера волшебная.

Фото: Ольга Белаш

Ранним утром мы были на перевале Чаткара. Высота 3557 метров. Там находим тур, а в нем — записку предыдущей группы (тур — груда камней, куда туристы кладут записку. — Прим. TUT.BY). С перевала перед нами открывается живописнейший вид на красавец Эльбрус и снежно-ледовое поле Джикаугенкез. Душа поет.

Дальнейший спуск по осыпному склону требовал от нас сноровки и владения тактикой движения по подобному рельефу. У края снежно-ледового поля настало время кошек! (Кошки — крепящиеся на обувь конструкции из металла для передвижения по льду и фирну. — Прим. TUT.BY). Впереди нас ждет лед, снег и ледовые трещины, которые оказались открытыми и не засыпанными снегом в этом году.

Яркое солнце освещало все кругом, лед поблескивал во многих местах. Он ярко-рыжий от грязи. По снежно-ледовому полю струились змейками ручейки и целые реки. Снежно-ледовое поле, конечно, прекрасное, но нам с него надо было выйти, а выход не просматривался, так как по всему его краю текла бурная грязная река. Там все бурлило и кипело, и не было видно переправы. К счастью, через несколько часов мы ее нашли. При виде переправы сердце немного чаще забилось, хотя на деле все оказалось не так уж и страшно. Первого участника мы спускали вниз на веревке, а он помогал остальным спрыгнуть на глыбу отвалившегося ледового карниза, образующего снежный мост через бурлящий поток реки. Выход найден, и мы все ближе к Эльбрусу, до которого нам еще два дня пути.

Дальнейший наш путь лежал через магическое место Джилы-Су (урочище Джилы-Су с большим количеством термальных источников и водопадов находится на северной стороне Эльбруса. — Прим. TUT.BY) с многочисленными источниками нарзанов (минеральной воды. — Прим. TUT.BY). Остановиться на источниках планируем на обратном пути, а сейчас — вперед, к Горе. Проходим Джилы-Су, оставляем поляну Эмануэля с палаточным лагерем внизу. Выходим на плато «Немецкий аэродром». Считается, что немцы использовали его во время Второй мировой войны в качестве аэродрома, отсюда и название.

Фото: Ольга Белаш

16−18 августа. Далее нас ждали Лунная поляна и Седой гребень. Крутые взлеты, подъем до высоты 3800 метров, на которой расположился Северный приют. Это базовый лагерь для восхождения на вершины Эльбруса (Восточную и Западную), представляет собой ледниковую морену (морена — ледниковые отложения. — Прим. TUT.BY) с множеством ветровых стенок. Последние выстроены из камней, за которыми прячутся палатки альпинистов.

На Северном приюте работает МЧС России. Сотрудники сменяются каждые две недели и работают с начала мая по начало сентября. При выходе на гору нужно обязательно регистрироваться у них. МЧС дежурит день и ночь, ведь их задача — чтобы все спустились с горы. Живыми.

Пора ставить палатку. Колышки вбить в каменную породу невозможно, поэтому растяжки палатки крепятся с помощью камней. Причем камни следует выбирать больших размеров, чтобы палатку не сдуло ветром. Пока ставили палатку, появилась одышка: все-таки высота 3800. Лагерь готов, можно отдышаться и полюбоваться Эльбрусом. Он величественный. Возвышается и смотрит на нас, весь в своих мыслях, о которых мы даже не догадываемся.

Фото: Ольга Белаш

В этот же день мы совершили акклиматизационный выход до высоты 4300 м, прикоснулись к склонам Эльбруса. Гора нас встретила доброжелательно.

Следующий день был назначен днем отдыха. Мы все этому обрадовались.

Этой ночью просыпался каждый из нас, и отнюдь не из-за «горняшки» (горная болезнь). Погода испортилась. Дул сильный ветер. В спальниках лежали в куртках, только нос торчал, но не мерзли. Палатка ходила ходуном от порывов ветра. Вспоминала, насколько крупные камни использовали для закрепления палатки. Надеялась на то, что оттяжки выдержат. Выходить на улицу совсем не хотелось. Не хотелось высовывать нос дальше спальника. Нам оставалось только слушать и ждать. К середине ночи ветер утих.

На утро в теле чувствовалась ватность, не было вчерашней бодрости. После непродолжительной ходьбы появлялась одышка. Мысленно радовалась, что сегодня отдыхаем, хотя большой физической усталости не было, тело было готово работать дальше.

Выйдя из палатки, сразу заметили кардинальные перемены вокруг: мы в облаке, видимость очень плохая, Эльбрус затянут, даже не все палатки Северного приюта видны. Потом пошел снег, который плотным слоем ложился на наш походный дом. Приходилось периодически стряхивать снег, чтобы он не проседал на тенте и не поломал дуги палатки. Несмотря на плохую погоду, ночью несколько групп туристов и сотрудники МЧС предприняли попытку восхождения на вершину Эльбруса. После 10.00 народ начал спускаться с горы. Не дошли. Оно и понятно при такой погоде. Седовласый Дедушка Эльбрус в этот день не дал добро на восхождение. Это его право! Надо с этим смириться и спокойно ждать лучшей погоды.

Фото: Валерий Гринько

Погода целый день держалась нелетная, вернее неходовая. Прогнозы большинства жителей приюта на следующие дни не радовали. Народ говорил, что будет только хуже. А если так, то это значило, что для нас Эльбрус будет закрыт и надо будет идти вниз. Внутри от таких прогнозов была еще большая непогода. Но погода — это тот фактор, на который мы не можем повлиять.

Прогноз некоторых ребят все-таки обещал окно на следующую ночь. Это давало нам надежду. С ней и со своими мыслями каждый из нас провел остаток дня. Вечером по-прежнему были в облаке базовый лагерь Северного приюта и вершины Эльбруса. Погода стояла не очень холодная. Ветер дул умеренно, без сильных порывов. Это вселяло уверенность на восхождение.

Руководитель нашей группы сказал подготовиться к раннему выходу, а там будем решать по погоде. В восемь вечера мы пошли складывать штурмовые рюкзаки. В девять уснули. Будильник по договоренности поставили на подъем в полночь.

Фото: Ольга Белаш

Спать ложились с легкой тревогой. У некоторых из нас еще не было опыта ночного восхождения, и мы не бывали на Кавказе на такой высоте. Правда акклиматизация у нас была отличная, «горняшка» не проявлялась в наших организмах, что и позволило впоследствии выполнить задуманное. А в тот момент мы еще не знали, как поведет себя организм выше базового лагеря, да и вообще мучил вопрос погоды: удастся ли сделать хотя бы попытку восхождения? Три часа сна показались мне как минимум восемью: столько мыслей, желаний, стремлений, тревог пронеслось в голове за это время.

19 августа. Восхождение. Будильник звонит ровно в полночь. За палаткой слышен голос руководителя, что ждем часа ночи. Это значит, что еще час можно отдохнуть. Внутри даже стало немного легче оттого, что выход оттягивается. Еще час провалялись в полудреме. В час звучит твердый голос руководителя: «Собирайтесь. Выходим». Два слова: от них внутри все взбудоражено, а снаружи сдержанность. Кошки надеты, крепление проверено, выходим на ледник в половине второго ночи. Зону трещин проходим в связках. Постепенно начинает светать. Глядя на красоту кругом, забывается и холод, и усталость.

Фото: Валерий Гринько

Восхождение вместе с нами совершает еще несколько групп, часть из них иностранцы. При подъеме важно держать монотонный темп: шаг — вдох, шаг — выдох. Таким образом мы постепенно набирали высоту. Тело уже не было послушным, как внизу, и отдыхать приходилось чаще.

Фото: Ольга Белаш

Чем выше поднимались, тем сильнее ощущались порывы ветра. Метров за сто до вершины мы подошли к скальному выступу в надежде спрятаться от ветра. Но не тут-то было: морозный ветер буквально сдувал с места. Кажется, что силы на исходе, но вершина так близка, и шаг за шагом двигаемся дальше.

Фото: Валерий Гринько

Последний рывок — и мы достигли цели! С вершины открываются восхитительные виды на Главный Кавказский хребет. Видны снежные и скалистые горы вперемешку с облаками. Получается очень привлекательный десерт: Эльбрусская вершина, пропитанная облаками, под лазурным небом. Ммм, прямо объедение для души!

Фото: Ольга Белаш

Но пора и честь знать, иначе сдует. Последний взгляд на красоту Кавказских гор, мысленная благодарность за то, что Гора позволила побывать у нее в гостях. На спуске не хотелось спешить, было желание идти медленно, осматриваться и наслаждаться моментом единения с горной природой. Шли и впитывали в себя каждую секунду, каждый миг, каждый солнечный лучик. Кругом ведь так здорово! Мы над облаками, на склоне Эльбруса, а вокруг — снежные шапки горных хребтов и вершин.

Ближе к финишу все больше чувствовалась усталость, и очень хотелось пить. Оглядываясь назад, на пройденный путь, даже не верилось, что мы были на самой вершине. Как же приятно, когда задуманное выполняется! Подъем с Северного приюта на Восточную вершину Эльбруса занял у нас 8 часов, а спустились мы за 4 часа. Как говорится, с Горой! Вечером радовала сладость воспоминай и прелесть заката в награду за проделанное. Внутри царила гармония.

20−25 августа. На следующий день вставали и собирались неспешно. В теле чувствовалась усталость. Сегодня мы идем вниз, высотная часть маршрута завершена. Дорогой Эльбрус, седовласый Дедушка, спасибо, что пустил и был к нам благосклонен!

Фото: Ольга Белаш

По пути мы заглянули на Каменные грибы, загадку Кавказа — огромные каменные изваяния в форме грибов. Некоторые из них напомнили окаменелых животных.

На пути возле «Немецкого аэродрома» мы нашли два лабиринта. Считается, что, когда проходишь лабиринт, нужно задавать вопросы, которые тебя волнуют, спрашивать совет, и ответ придет или пока ты идешь по лабиринту, или в ближайшее время. Надеюсь, мы найдем ответы на свои вопросы.

Спустились в очередной раз в урочище Джилы-Су, где попробовали нарзаны из всех источников, оздоровились на год вперед и набрались сил для двух последних перевалов. Перевалы, к слову, несложные, но после восхождения сил ощутимо меньше. Кругом невообразимая красота, с высоты раскрываются восхитительные виды.

Фото: Ольга Белаш

С перевала Кыртыкауш перед нами хребет сменялся хребтом, спускаясь книзу, словно корни деревьев. На заднем плане виднелись более массивные горы, слегка припудренные местами снегом. Но это только издали кажется, что снега мало. Если перенестись поближе, то предстанешь перед огромными снежными глыбами, свисающими со скальных массивов. Вообще, восприятие расстояния и размера в горах — вещь довольно обманчивая и для неопытного глаза весьма непредсказуемая: всё кажется ближе и меньше, чем оно есть на самом деле. Размер и расстояние скрадываются.

В последний день похода и радостно, и грустно. Радостно, так как все-таки устали и уже нужен отдых организму. Грустно, так как в горах прекрасно и хочется продлить это время. С долины реки Кыртык нам еще раз открылся вид на величественный и белоснежный Эльбрус. Он, как истинный хозяин Кавказа, вышел проводить своих дорогих гостей в добрый путь. Поблагодарили за теплый, щедрый прием. На душе было так хорошо, легко и уютно!

Посетили несколько кошар — жилищ пастухов. Очень душевно посидели, поговорили и, конечно, попробовали местное угощение (теплое молоко, удивительный по вкусу сыр, настоящие финики). Только представьте: приходишь в городе в незнакомый дом пообщаться, а тебе еще и стол накрывают и как дорогого гостя принимают. В городе такого не будет. Может, где-нибудь в деревне, да и то не в каждой. А там так!

Фото: Ольга Белаш

Дорога стремительно начала сбрасывать высоту и привела нас к уже знакомому Верхнему Баксану. Это значит, что наш поход завершен. За 14 ходовых дней группа прошла свыше 150 километров, суммарно было набрано и сброшено по 7,5 километра высоты. Участники же сбросили за это время от 3 до 8 килограммов личного веса. Спасибо, Кавказ! До новых встреч!