Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Туризм неприкаянный: российскому гостеприимству хотят прописать новый закон

Недавнее решение вывести управление российским туризмом из ведения Минкультуры РФ и передать его под контроль Минэкономразвития связано, по мнению участников отрасли, с необходимостью более активно развивать нормативную базу, которая по-прежнему отстает от ряда лидеров мирового рынка гостеприимства. Но общая тенденция — туризм регулярно переходит от одного ведомства к другому — свидетельствует, скорее, о том, что никакого долгосрочного видения по поводу этой отрасли у государства по-прежнему нет. До недавнего времени отсутствие стратегии компенсировали мегапроекты наподобие сочинской Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, но теперь рынку предстоит развиваться в условиях жестких структурных ограничений. Падение доходов потребителей, рост издержек поставщиков туруслуг, значительная доля теневого сектора, высокие риски компаний-организаторов путешествий, высокие административные барьеры — таковы нынешние малоприятные реалии российского туризма.
Действующий закон о туризме устарел и больше не соответствует современным реалиям и экономическим целям страны, заявил несколько дней назад в интервью РИА «Новости» глава Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олег Сафонов. Основной акцент в новом законе, по его мнению, должен быть сделан на внутренний туризм, тогда как действующий документ, принимавшийся в середине девяностых годов, ориентирован прежде всего на выездной турпоток. Кроме того, новый закон о туризме должен свести воедино разные регулирующие рынок нормы и способствовать выведению из тени ряда направлений сферы гостеприимства, включая отельный сектор.
Это выступление Олега Сафонова стало его первым программным высказыванием после того, как Ростуризм в середине сентября был передан из ведения Министерства культуры в подчинение Министерству экономического развития. «Будучи федеральным министерством, осуществляющим выработку и реализацию экономической политики по целому ряду направлений, Минэкономразвития России обладает широким спектром функций, которые позволяют выработать системный подход к развитию туристической отрасли. Ведомство предлагает сформировать новую стратегию развития туризма РФ на период до 2035 года, которая определит целевую модель туристского рынка. В рамках данной стратегии планируется разработать систему туристических продуктов, повысить уровень предоставляемых услуг в стране, а также снять барьеры, ограничивающие спрос и затрудняющие внутренний и въездной туризм», — прокомментировало это решение в официальном сообщении министерство Максима Орешкина.
Нынешняя передача туризма от одного министерства к другому — это уже не первое подобное решение. Минкультуры стало заниматься этой сферой только в 2012 году — после того, как было сформировано правительство Дмитрия Медведева, а до этого туризм был подведомствен Минспорта во главе с Виталием Мутко, которое с 2008 по 2012 годы, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин, именовалось Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ. Ранее Ростуризм, образованный в ноябре 2004 года указом президента, несколько лет находился в прямом подчинении правительства, а до этого в течение нескольких месяцев Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт) входило в структуру Министерства здравоохранения и социального развития. Чтобы не углубляться в совсем уж далекую историю, отметим, что регулярные реорганизации управления туризмом происходили и раньше.
«К тому, что туризм постоянно переходит от ведомства к ведомству, все участники рынка давно привыкли, — комментирует для EADaily член президиума Альянса туристических агентств, руководитель сети турагентств „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — Мы понимаем, что передача туризма Минэкономразвития — это не последнее такое решение, и, к сожалению, во многом это показатель отношения к отрасли. У ее игроков есть понимание того, что туризму нужно отдельное министерство, но в рамках политики по сокращению чиновничьего аппарата и госрасходов рассчитывать на это не приходится. Поэтому от перехода к Минэкономразвития никто не ждет каких-то принципиальных изменений ни в хорошую, ни в плохую сторону. Но на адаптацию к новым условиям — а мы ведь только привыкли работать с Минкультуры — уйдет год-полтора. Прямо завтра активная работа с Минэкономразвития не начнется — для начала надо хотя бы познакомиться». Что касается инициативы Ростуризма по принятию нового закона, то она, по мнению Мкртчяна, является логичной реакцией на последние тенденции рынка: существующий закон действительно в большей степени ориентирован на выездной туризм и в ситуации, когда основной акцент смещается на внутренний туризм, он и правда устарел. Но конкретных предложений по содержанию нового закона от властей пока нет, уточняет эксперт.
«Профессионалы в сфере туризма — люди стойкие и закаленные, поэтому подобные перемены воспринимают стоически, — добавляет руководитель общества „Знание“ России, генеральный директор сочинского санатория „Знание“ Дмитрий Богданов. — Но определенные надежды в связи с передачей туризма в Минэкономразвития все же присутствуют. Необходимо решать очень много вопросов по нормативной базе. Уровень государственного регулирования в сфере туризма, к сожалению, очень сильно отстает от наших самых активных конкурентов. Многие думают, что эти вопросы должен решать Ростуризм, но в действительности это министерский уровень, поскольку за разработку законодательных актов отвечают именно министерства. Ростуризм с новым законом о туризме выйти в Госдуму не сможет, а Минэкономразвития сможет. За те же несколько лет, что туризм был подведомствен Минкультуры, нормативная база, к сожалению, не слишком продвинулась».
На протяжении последних лет основным отраслевым документом, помимо рамочного закона, выступала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», которая впервые была принята сразу на семь лет с общим объемом порядка 141 млрд рублей (включая100 млрд рублей средств инвесторов), а в мае этого года была утверждена на такой же срок вновь. В обновленной версии документа основными проблемами внутреннего туризма признаны сложности инфраструктурного характера. Нехватка инженерных и транспортных объектов выступает препятствием для привлечения в туристскую сферу частных инвестиций, а это, в свою очередь, ведет к отставанию уровня развития туристской инфраструктуры от интереса собственно туристов. Кроме того, обозначены такие проблемы, как отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров, недостаточно интенсивное продвижение России как привлекательного направления для туристов.
Между тем участники рынка обращают внимание на иные проблемы. «Профессиональное сообщество полагает, что лучшим решением по стимулированию въездного туризма была бы отмена туристических виз в Россию, как это сделала Белоруссия — страна, гораздо более закрытая в других отношениях, чем Россия. Если же говорить о внутреннем турпотоке, то требуется всячески стимулировать — возможно, с помощью директивных мер — развитие в рекреационных зонах системы „все включено“. Это актуально в связи с продолжающимся падением доходов населения, и если люди будут понимать, что никаких дополнительных трат на отдыхе им не предстоит, это может повысить спрос в массовом сегменте», — говорит Алексан Мкртчян.
Серьезные проблемы рынка путешествий на уровне спроса подтверждают недавние исследования. Как показал опрос «Левада-центра», проведенный после отпускного сезона, только четверть респондентов нынешним летом смогла позволить себе путешествие (включая тех, кто ездил к родственникам и друзьям). 18% опрошенных не смогли никуда поехать из-за отсутствия денег, столько же посвятили летний отпуск домашним делам, еще 20% летом вообще не были в отпуске, а 24% отдыхали на даче. Хотя с точки зрения чиновников турпоток растет. В Краснодарском крае, например, по оценке его администрации, к концу лета отдохнули более 13,3 млн человек — на 3% больше прошлогодних показателей, а в Крыму за девять месяцев отдохнули более 6 млн человек, или почти на 30% больше показателей за аналогичный период 2017 года.
Однако эти цифры лукавы: по ним нельзя судить ни о продолжительности отдыха, ни о том, сколько денег люди оставляют на курортах — если вообще принимать их на веру. Не стоит забывать, что ни о каких сколько-нибудь точных подсчетах в частном секторе размещения, который в том же Крыму значительно превосходит легальный, речи не может идти в принципе. Между тем какого-то особенного прогресса в подсчете туристов за последние годы не наблюдается — начальство привычно выполняет «план по валу». Между тем пресловутые «бабушки» давно прописались в международных системах онлайн-бронирования, которые вообще никак не контролируются в российской юрисдикции. «Вопросы, связанные с проникновением в Россию систем во главе с Booking.com, нужно давно решать — это прямое следствие излишнего административного регулирования деятельности туроператоров, — отмечает Дмитрий Богданов. — Из-за непродуманных решений на федеральном уровне огромные средства, которые должны оставаться в России, просто получает западная экономика в виде комиссий от владельцев объектов размещения, выплачиваемых в пользу того же Booking.com, стопроцентно американской компании».
Все это заставляет задуматься о том, насколько правильно выстроено целеполагание в отрасли, хотя в здесь, на первый взгляд, «цели поставлены, задачи определены» самим президентом. Два года назад на Форуме действий ОНФ Владимир Путин констатировал, что вклад туристической отрасли России в ВВП страны крайне мал — всего 1,6%, тогда как в странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель уже превышает 10%. Это указание ответственные за туризм чиновники незамедлительно приняли к сведению, и уже в марте прошлого года на открытии ежегодной выставки «Интурмаркет» в Москве министр культуры Владимир Мединский заявил, что доля туризма в ВВП России достигла 3,4% - видимо, имея в виду мультипликативный эффект туризма для других отраслей экономики. Но есть и другие оценки. В ходе недавнего визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: «Мы сейчас выбрали ещё одну тему — туризм, которую ещё не открыли. В мире десять процентов ВВП составляет туризм, в наших странах — один процент». Что и говорить, ВВП — показатель лукавый.
«Новый закон о туризме, безусловно, нужен, — рассуждает Дмитрий Богданов. — Но закон — это инструмент, который становится необходим после того, как определена цель, а здесь пока нам похвастаться нечем. Увеличение доли туризма в ВВП до 10 процентов или доведение въездного турпотока до определенного уровня — это не цель, а всего лишь некоторые количественные параметры, по которым можно судить, насколько мы приближаемся к цели. Собственно же целью должно быть отнюдь не количество заработанных отраслью денег. Настоящие задачи туризма — это формирование любви уважения к своей стране, здоровой нации, имиджа страны в мире, укрепление ее международных связей. Но в головах федеральных чиновников пока это все не складывается в общую картину, и пока я не вижу серьезной вдумчивой работы над содержанием нового закона».
Тем не менее, по словам Богданова, все это не означает, что достижений в туризме у нас нет. «О туризме, — продолжает эксперт, — впервые за много лет стал говорить как о серьезной части нашей экономики президент. Туризм впервые внесен в основные направления развития экономики России — один из важнейших правительственных документов, который затем претворяется в конкретные бюджетные статьи — в ближайшие три года туризм будет получать по 800 миллионов рублей из бюджета. В следующем году в Санкт-Петербурге состоится Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации — это очень серьезное профессиональное событие. Все это очень важные, но, по сути, эпизодические моменты без понимания того, какой мы хотим видеть сферу туризма в ближайшие 15−20 лет. Задача, на мой взгляд, должна заключаться в том, чтобы 80 процентов населения страны совершало по России две поездки в год — одну за здоровьем, вторую — культурно-познавательную. Это сразу определяет задачи, связанные с инфраструктурой — объекты размещения, транспорт и прочее».
Но при этом нельзя забывать и о выездном туризме, где продолжается череда банкротств туроператоров — последней крупной потерей стал уход с рынка одной из старейших российских турфирм «Натали Турс», ущерб от которого, по оценке Ассоциации туроператоров России, на конец июля составлял порядка 1,2 млрд рублей. В том, что этот процесс будет продолжаться, не сомневается, похоже, никто. В следующем году туроператоры ожидают значительное подорожание турпакетов в связи с ростом цен на авиакеросин и очередным падением курса рубля, а отсутствие существенного роста доходов населения не позволяет рассчитывать, что клиентов у туркомпаний станет больше. Риски же, которые несут покупатели туров, никуда не делись, и чтобы их эффективно нейтрализовать, придется, возможно, идти на непопулярные меры.
Как полагает Алексан Мкртчян, гарантировать компенсацию почти всем пострадавшим при прекращении деятельности туристических компаний можно только за счет введения обязательного страхования для каждого тура. По словам эксперта, расчеты показывают, что достаточной суммой страхования будет 75 тысяч рублей на одного человека — в нее укладывается 90% продаваемых туров (аналогичным образом 90% вкладчиков имеют банковские депозиты в размере 1,4 млн рублей, возврат которых гарантирован государством). «Существующая сегодня система страхования туроператоров даже близко не покрывает убытки при банкротстве крупных игроков, разрыв между суммой страхового покрытия и реальными потерями может измеряться десятками раз, и в результате страхование оборачивается профанацией, — утверждает Мкртчян. — Стандартного покрытия в 50 миллионов рублей хватает только для страхования небольших туроператоров, для игроков же первой пятерки требуется покрытие до миллиарда рублей. К сожалению, расходы по страхованию каждого тура придется возложить на самих туристов, но речь идет о сравнительно небольшой сумме — порядка пяти процентов от стоимости тура. Бесплатно страховать риски туроператоров не станет никто».
Николай Проценко

Источник