Разделы сайта
Свежие новости
От летней жары до заморозков: в Египте наблюдаются метаморфозы погоды
Укус кальмара: власти Таиланда предупредили туристов о новой опасности в ресторанах
В Турции туристов предупредили о новой опасности в Средиземном море
Возвращение туристического поезда Al-Andalus, соединяющего Испанию с Португалией
Полезные статьи
Грузинское правительство показало пример российскому, как надо спасать туристическую отрасль
Грузинские власти на днях обнародовали меры по спасению туристического бизнеса, оказавшегося на грене катастрофы после запрета прямого авиасообщения с Россией. Ранее на эту тему высказывался премьер страны Мамука Бахтадзе, а в субботу дополнительные подробности раскрыла министр экономики Натия Турнава, пишет «Коммерсанет».
Грузинское правительство было вынуждено активизироваться после того, как владельцы семейных гостиниц на аджарском черноморском курорте Кобулети устроили 16 августа акцию протеста, заявив о «неспособности властей решить проблему сокращения числа туристов в курортный сезон». Учитывая, что Автономная республика Аджария, которая в 90-х чуть было не отделилась от Грузии по примеру Абхазии, до сих пор считается в Тбилиси не совсем благонадежной, митинг в Кобулети был воспринят правительством очень серьёзно.
В итоге всего за 10 дней правительство Грузии разработало дорожную карту спасения отечественного туристического бизнеса. Во-первых, власти проработали программу «софинансирования банковских кредитов», чтобы предпринимателям в сфере гостеприимства легче было их выплачивать. Кроме того, министерство финансов уже с сентября будет выдавать государственные гарантии банкам, которые согласятся финансировать завершение строительства семейных отелей и хостелов, начатого весной в расчете на приток туристов из России. Одновременно уже в сентябре владельцы семейных гостиниц получат государственные гранты для поддержания на плаву своего бизнеса.
Параллельно правительство активизировало работу по привлечению туристов из Европы, балтийских государств, а также Саудовской Аравии. Для этого были заключены договоры с наиболее влиятельными медиаплатформами - CNN и Bloomberg - с целью популяризации грузинских курортов. Также на днях грузинские власти добились важного прорыва: после десятилетних переговоров наконец заключен договор с ирландской авиакомпанией Ryanair. Лоукостер уже начал продажу авиабилетов на ноябрьские рейсы Милан-Тбилиси по цене €30-40, а с будущего года по схожим ценам в Грузию можно будет попасть и из других европейских стран.
А как государство поддерживает туриндустрию в России?
Отметим, что предпринятые меры вполне могут спасти туристическую отрасль Грузии, тем более деньги на эти мероприятия частично выделяет Евросоюз. В этом контексте становится особенно обидно за российскую туриндустрию, все последние десятилетия напрочь лишенную какой-либо поддержки со стороны правительства. Даже после государственных решений по закрытию какого-либо направления, туроператоры не получали никаких компенсаций, хотя фактически осуществляли эвакуацию туристов за свой счет – это дважды происходило на египетском направлении (как это было - читайте по данной ссылке) и один раз на турецком, а в далёком 2004 году туроператоры за свой счет эвакуировали туристов из Таиланда после сильнейшего цунами. Сильнейший удар по отечественным турфирмам нанесли и извержения вулконов - Эйяфьятлайокудля и Гримсвотна в 2010 и 2011 года соответственно (об этих историях можно прочитать тут, причём тогда авиакомпаниям компенсации выделили, а турфирмам - нет). Или другой пример: месячное эмбарго Роспотребнадзора, наложенное на курорты Испании в разгар лета 2009 года (подробности тут). Многие компании оказались тогда на грани финансового краха. Правда, после закрытия Турции разговоры о компенсациях поднимались на достаточно высоком уровне, но до реального воплощения эта идея так и не дошла. Впрочем, большинство «российских» игроков этого направления имеют турецкие корни, и наверняка получили финансовую поддержку у себя на родине, в отличие от отечественных компаний, брошенных на произвол судьбы.
Для развития внутреннего туризма различные формы господдержки туроператоров, отелей и авиакомпаний также обсуждались не раз и ни один год, но до сих пор никаких масштабных, системных и главное эффективных программ по субсидированию внутреннего туризма так и не внедрено. Лишь этим летом лёд, похоже, тронулся, хотя как-то очень робко...
Напомним, что в начале 2016 года была разработана и с большой помпой представлена программа по субсидированию в низкий сезон туроператоров на 2 тысяч рублей за каждого туриста, но уже к концу 2016 года Минфин высказался против таких субсидий (их общая сумма предполагалась в размере 2 млрд рублей), предпочтя вложить эти средства в покупку американских долговых обязательств. Но в начале 2017 года за туриндустрию попробовали вступиться сенаторы: на этот раз они попросили правительство подготовить субсидии для отелей. Причем речь шла не о «живых» деньгах, а лишь о налоговых льготах: предлагалось снизить налоги для представителей гостиничного бизнеса: сократить ставку НДС на гостиничные услуги с 18% до 10%, а также установить нулевую процентную ставку на землю для строящихся и модернизируемых объектов, и снизить с 1.5% до 0.3% ставку налога для земель рекреационного назначения. Но и эту инициативу наше правительство зарубило.
Однако сенаторы не сдавались. Уже осенью 2017 годы была предложена программа поддержки туризма для пожилых людей. Предполагалось, что туроператоры будут получать для поддержки познавательного туризма субсидии из бюджета и стоимость путевок для пожилых людей будет значительно снижена. Вплоть до бесплатных туров. О дальнейшей судьбе этой инициативы ничего не известно.
В начале следующего, 2018 года, уже депутаты Госдумы предложили субсидировать внутренний туризм для молодежи. Предлагалось ввести льготы на проезд и проживание для молодых туристов: объем субсидий мог достигать 50% от стоимости тура. Но и это предложение реализовано не было.
Впрочем, в гонку прожектов субсидирования и поддержки отечественного туризма стали подключаться и другие ведомства, даже профильные. Так, весной 2018 года Ростуризм, которым тогда ещё руководил Олег Сафонов, предложил свою концепцию по субсидированию туроператоров. Проект предполагал выделение субсидий для лизинга автобусов, морских и речных судов, а также поддержку турбизнеса, готового развивать программы в межсезонье. Объем финансирования согласно этой программе предполагается в размере 3.5 млрд рублей в год. Однако после увольнения Сафонова об этой «концепции» больше ничего не слышно. Впрочем, незадолго до своего ухода он успел отчитаться в Общественной палате, что на привлечение иностранного турпотока в страну Минфин выделил туроператорам по просьбе Ростуризма «целых» 821.3 млн рублей: за каждого привезенного в Россию иностранного туриста предполагалось выдавать туроператорам премию в размере до 45 евро.
Более-менее вменяемую программу субсидирования отечественного туризма представило этим летом лишь новое руководство отрасли – Минэк и Ростуризм. Пока программа рассчитана в основном на туроператоров, и за бортом остался отельный и экскурсионный бизнес. Так, согласно этой программе, в 2019 году на целевые субсидии предусмотрено 571.3 млн руб., далее в 2020 и 2021 годах сумма вырастет до 821.3 млн рублей. В список целевых стран, на рост турпотока из которых должны ориентироваться туроператоры, названы Германия, Израиль, США, Япония, Корея, Индия, Великобритания, Испания, Италия и Франция. Выплаты, согласно определению Ростуризма, «должны возместить часть затрат организаций на размещение иностранцев на территории России». При этом, как подчеркнули эксперты туррынка, будет учтено их мнение по поводу основных точек въезда – ранее субсидии акцентировались на Дальнем Востоке. Сейчас же в центр внимания попадут основные регионы, через которые въездные туристы попадают в страну, хотя и с «проигрышным» коэффициентом.
Дело в том, что сам механизм субсидирования планируется следующим: размер каждой субсидии будет определяться количеством туристов, плюс уточняющим коэффициентом, зависящим от того, куда поехал турист. Для наиболее раскрученных регионов этот коэффициент будет минимальным. Так, к первой категории, с наименьшим повышающим и даже понижающим в высокий сезон коэффициентом относятся самые востребованные города – Москва, Санкт-Петербург и курорты Краснодарского края. Часть Золотого кольца – Владимирская и Ярославская области, а также Костромская, Ивановская, Татарстан и Калининград попали во вторую категорию – за приглашение сюда туристов полагается коэффициент 1.3, а за прочие российские области – 1.6.
Ограничений в проекте довольно много: размер субсидии за одного туриста может варьироваться в пределах от 1.2 тыс. до 9,6 тыс. рублей, при этом всего их объем не может быть больше 50 млн рублей на одного туроператора и 5 млн рублей на одну страну.
Кроме того, в правилах установлены требования к туроператору, который может претендовать на субсидию. В частности, он не должен быть иностранным юридическим лицом (впрочем, все турецкие операторы давно работают в России через местные юрлица), а стаж работы в сфере въездного туризма должен быть не менее двух лет. У компании не должно быть задолженностей перед налоговыми органами. Посмотрим, как эта программа заработает...
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
Читайте также
- От летней жары до заморозков: в Египте наблюдаются метаморфозы погоды
- Достопримечательности Италии погрузились в пучину мрака: начался национальный протест против новой опасности
- Укус кальмара: власти Таиланда предупредили туристов о новой опасности в ресторанах
- В Турции туристов предупредили о новой опасности в Средиземном море
- Гранитный памятник как отражение личной истории: создание уникального дизайна