Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Можно ли молиться на Афоне и привезут ли Благодатный огонь? Как на верующих отразится церковный раскол

Можно ли молиться на Афоне и привезут ли Благодатный огонь? Как на верующих отразится церковный раскол

Русская православная церковь запретит своим верующим молиться в храмах, подначальных Константинополю, в том числе на святой горе Афон. О том, как обычному православному белорусу не стать раскольником, после того как РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом, и за что придется покаяться, TUT.BY расспросил представителя Белорусской православной церкви.

Сергей Лепин. Фото с сайта church.by

Верующие Русской православной церкви не смогут молиться и причащаться в храмах Афона, подтвердил председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин.

Гора Афон в восточной Греции — сообщество православных монастырей, которым управляет Константинопольский патриархат. Это одно из самых почитаемых мест у православных верующих.

— А можно ли просто присутствовать на богослужениях там?

— Существуют правила, которые запрещают молиться с еретиками и раскольниками, но есть варианты их по применению. Некоторые считают обязательным не участвовать в таинствах раскольников и еретиков, а другие готовы запрещать даже посещение храмов, принадлежащих приходам, которые не состоят с нами в общении. Я пока оставлю этот вопрос открытым, думаю, мы получим разъяснения в ближайшее время. Но если решать этот вопрос ригористически, то да — если с раскольниками нельзя молиться, значит, нельзя молиться и с афонитами. Если они не перейдут на сторону Московской Патриархии в этом противостоянии, разумеется.

Позже глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион заявил, что поехать на Афон может любой человек, имеющий греческую визу и разрешение на въезд на Афон, а молиться можно в любому месте на планете.

«Для нас разрыв общения означает, что мы не можем сейчас совершать богослужения в Афонских монастырях, не можем причащаться, но мы можем посещать эти монастыри как верующие, как туристы. То есть никакого разрыва человеческих связей нет» , — сказал он в интервью Русской службе Би-би-си.

— БПЦ вела переговоры с Афоном, планировала привезти мощи святого Пантелеймона в Беларусь в 2019 году. Что теперь?

— Пока нет информации об этом, и мы не знаем, как афониты отреагируют на произошедшее в Минске. Технически возможно все, ведь некоторые мощи мы получали в дар от католиков, например. Почему нет?

С точки зрения РПЦ больше нельзя молиться не только на Афоне, но и в православных церквях Стамбула.

— Принцип локации тут неважен. Храмы Европы, Стамбула, Греции — той ее части, которая подчиняется Константинопольскому патриархату. Главный принцип: если храм является храмом Константинопольского патриархата, то в нем верующим Русской православной церкви нельзя участвовать в таинствах: исповедоваться, креститься, причащаться и так далее.

Звучат опасения, что из-за новой ситуации могут появиться проблемы с доставкой в Беларусь такой православной святыни, как Благодатный огонь.

Протоиерей Сергей Лепин полагает, что «вероятно, даже все те, кто вчера присутствовал на Синоде, сейчас не могут ответить на все технические вопросы, которые логически возникают из принятого решения».

— Я думаю, что такие вопросы будут решаться в процессе, по мере приближения каких-то дат и событий.

Добавим, что сегодня пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил российским журналистам, что Благодатный огонь смогут приносить в Россию. «Он приносится из Иерусалима, от патриарха Иерусалимского».

Можно ли молиться на Афоне и привезут ли Благодатный огонь? Как на верующих отразится церковный раскол
В храме Гроба Господня в Иерусалиме во время сошествия Благодатного огня. Фото: Reuters

В Украине православные белорусы смогут молиться только в храмах, которые находятся в подчинении митрополита Онуфрия (Украинская православная церковь Московского патриархата). Впрочем, так было и до вчерашнего дня, уточняет представитель Белорусской православной церкви Сергей Лепин.

— И раньше верующие Московской патриархии и всех других поместных церквей, в том числе и Константинопольской, не могли участвовать в таинствах и богослужениях украинских расколов.

Напомним, что православие в Украине разделено на три части: помимо Украинской православной церкви Московского патриархата, там есть Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь.

Киево-Печерская лавра, например, находится в оперативном управлении Православной церкви Московского патриархата, уточняет Сергей Лепин.

В Европе есть архиепископия православных русских церквей, где молятся потомки российских беженцев. Центр архиепископии находится в Париже — можно ли молиться там?

— Если речь идет о верующих нашей церкви и о храмах Константинополя, то где бы они ни находились и какого бы местного уровня подчинения они ни были, они на данный момент являются закрытыми для верующих Русской православной церкви. Для участия в таинствах — однозначно. Это относится и к русскому экзархату Константинопольской православной церкви, который находится в Европе.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

— Как обычному человеку понять, где чья церковь?

— Как правило, церкви имеют опознавательные таблички. Вы можете прочитать, что это за церковь и в чьем подчинении она находится. Можно просто спросить, чей это храм, у его обитателей. Пока я просто просил бы не путать Константинопольский патриархат с Элладской Церковью, с Кипрской, да и с другими греческими церквями. В Европе предостаточно церквей, которые относятся и к Русской православной церкви, и к другим церквям, с которыми на данный момент РПЦ находится в каноническом общении. Но главная рекомендация — сохранять спокойствие, любовь и молиться, чтобы эта печальная ситуация, которую мы имеем сегодня, разрешилась благополучно и чтобы все было, как раньше, чтобы между Константинополем и Москвой ничего не стояло. Паникеры только усугубляют последствия этого разделения.

— Есть люди, которые в комментариях в соцсетях пишут: как вообще можно запретить молиться в каких-то церквях? И сообщают, что будут молиться там, где хотят.

— Церковь делает свои предписания только для тех, для кого они актуальны: для своих чад. Если нет — тут я ничего не могу сказать, и приводить канонические основания для таких людей бессмысленно. Как говорил поэт, «Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу»… Но если это для кого-то действительно важно, то такие запреты основываются на 10-м, 45-м и 65-м правилах Святых апостолов, а также на 33-м правиле Лаодикийского собора.

С точки зрения Русской православной церкви люди, которые принимают таинства Константинопольского патриархата, будут считаться раскольниками.

А люди, соучаствующие в расколе, несут на себе то бремя канонической ответственности, которое возложено на раскольников.

— Правда, что человек, который примет причастие в церкви Константинопольского патриархата, должен будет покаяться?

— Формально это так, да. Раскол всегда раскол. С точки зрения канонической дисциплины это вменяется верующим во грех, и они должны в этом каяться. Константинополь в этом смысле для Русской православной церкви, в данном случае, не исключение — раз уж было заявлено, что это раскол.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY
Снимок использован в качестве иллюстрации. Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

Протоиерей Сергей Лепин отмечает, что большинство православных верующих Беларуси изменения не сильно затронут.

— 99,9% наших верующих, наверное, и так в своей жизни не видели ни одного константинопольского прихода и ни одного константинопольского священнослужителя. Многие и собственные храмы-то не часто видят. Прежде всего ощутят изменения люди, которые были задействованы в богословских диалогах, церковной дипломатии, международных конференциях, организации экскурсий и паломничеств. Разрыв евхаристического общения с церквями Константинопольского патриархата определенным образом повлияет на научно-богословскую жизнь нашей страны, поскольку она была плотно вовлечена в некоторые международные богословские проекты. Но есть и просто люди, которые переживают за жизнь церкви, за ее строй и благополучие: неважно, путешествуя или ведя оседлый образ жизни.

Источник