Разделы сайта
Свежие новости
От летней жары до заморозков: в Египте наблюдаются метаморфозы погоды
Укус кальмара: власти Таиланда предупредили туристов о новой опасности в ресторанах
В Турции туристов предупредили о новой опасности в Средиземном море
Возвращение туристического поезда Al-Andalus, соединяющего Испанию с Португалией
Полезные статьи
Правительство компенсирует российским авиакомпаниям потери от закрытия Грузии. А туроператорам?
Авиаперевозчиков не оставят «один на один» с финансовыми потерями из-за запрета Грузии. Об этом уже заявил вице-премьер Максим Акимов, предложивший шести перевозчикам подсчитать точный размер убытков. От туроператоров и турагентов властные структуры традиционно требуют только «полного возврата» денег туристам, а о компенсации убытков турфирмам пока никто не говорит. Как отметили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» опрошенные эксперты, игнорирование чиновниками интересов туриндустрии – вполне естественный шаг на фоне полного бездействия со стороны общественных организаций, призванных лоббировать интересы туризма. Пока они не поднимут перед профильными ведомствами и Правительством вопрос убытков турфирм, причем с точными расчетами, никто рассматривать вопрос компенсаций не будет. В этом деле, видимо, туризму стоит поучиться у лоббистов авиационной отрасли.
Так, вице-премьер Максим Акимов предложил российским авиакомпаниям подготовить и представить в правительство расчеты недополученной прибыли в связи с закрытием полетов в Грузию с 8 июля. Такая информация была озвучена на совещанииещё 22 июня, посвященного реализации указа Владимира Путина, запрещающего авиасообщение с Грузией. «Один на один компании с этой ситуацией точно не останутся. Компенсационные меры точно предусмотрим, но будем подходить очень осторожно - речь, конечно, должна идти, прежде всего, о прямых потерях авиакомпаний», - цитируют РБК слова госчиновника.
Всего в числе пострадавших шесть российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «S7», «Уральские авиалинии», «Победа», «RedWings» и «Нордавиа». Убытки перевозчиков пока оцениваются от 3 до 6 млрд рублей. Частично они обусловлены высоким неорганизованным турпотоком – самостоятельных туристов в Грузии в 2-2.5 раза больше, чем клиентов туроператоров. По данным Национальной ассоциации туризма Грузии, с января по март 2019 года страну посетили 254 тыс. российских туристов. При этом из 1.6 млн туристов в целом на самолетах прилетели 354.6 тыс. человек, или 22%.
Напомним, что туррынок также ждут убытки: всем туристам за туры в Грузию с вылетами после 8 июля турфирмы должны вернуть деньги в полном объеме. Это подчеркнули в Ростуризме в своей официальной публикации. Более того, туристам с вылетом до 8 июля, если они хотят отказаться от тура, турфирмы также должны вернуть средства в полном объеме, иначе им грозит суд и Роспотребнадзор. При этом аналогично за возвратом авиабилетов, в том числе невозвратных, могут обратиться и самостоятельные туристы, подчеркнули в ведомстве Зарины Догузовой.
Однако очевидно, что сильное лобби авиаперевозчиков уже пытается переложить хотя бы часть затрат на плечи государства. Как оценивают эксперты, теоретически и туррынок может поступить аналогичным образом. Однако если общественники от туризма лоббистских потуг не проявят, власть инициативу проявлять не будет точно.
«Защищать права туроператоров и отстаивать их интересы, в том числе и в таких сложных вопросах как возможность возмещение их убытков, должны ассоциации и союзы туроператоров, поскольку это не функция государственных органов власти», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом собеседник подчеркнул, что если туроператорам не вернут денежные средства отели из Грузии, чего вполне можно ожидать,то у них появятся прямые убытки в случае возврата денег туристам. «Эти убытки можно посчитать, сделать общую сводную справку, и выходить с ней в соответствующие федеральные органы с предложением возместить данные убытки российским представителем туристической индустрии. Поскольку в указе президента ограничения касаются не только перевозчиков, но и туроператоров и турагентов,то это прямое основание для того, чтобы говорить о возмещение их убытков. Но этим должен кто-то заняться на высоком государственном уровне», - резюмировал Георгий Мохов.
Напомним, что туррынку уже несколько раз обещали компенсации в связи с крупными финансовыми потерями, однако каждый раз всё «спускалось на тормозах», ограничиваясь лишь рассуждениями госчиновников: ни разу никаких живых денег туррынок так и не получил. Из истории этого вопроса можно вспомнить два наиболее громких случая. Во-первых, это, конечно, закрытие Египта после катастрофы над Синаем – когда туроператорам пришлось вывозить до 90 тыс. человек, «гоняя» в Шарм-Эль-Шейх и Хургаду пустые чартеры. Убытки девяти крупнейших туроператоров тогда оценили в 1.5 млрд руб – эту сумму они озвучили правительству, рассчитывая на компенсацию. В этой связи в середине ноября 2015 «творческую задачу» - как привязать обещанные правительством компенсации туроператорам к «развитию внутреннего туризма», предложил на тот момент вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. «Мы рассматриваем варианты поддержки. Операторы говорили о суммах в 1.5-2 млрд рублей в течение года. Мы хотим все-таки привязать это к расширению внутреннего туризма, а не просто компенсировать их потери от несостоявшихся зарубежных туров, нереализованных зарубежных путевок. Как эту увязку произвести - это такая творческая задача, надеюсь, что найдем решение», - заявил тогда Аркадий Дворкович. В итоге на этих обещаниях дело и застопорилось – никаких компенсаций участники туррынка так и не увидели.
Второй характерный случай – банкротство «ВИМ-авиа». Коллапс фактически был допущен благодаря бездействию или даже прямому попустительству чиновников Росавиации и Минтранса, поэтому предполагалось, что правительство должно понести материальную ответственность перед пострадавшими от этого коллапса, включая туристический бизнес. Однако и в этом случае никаких компенсаций ни в виде прямых выплат, ни в виде налоговых «каникул» или иных послаблений для туроператоров, вынужденных за свой счет вывозить пассажиров чартерных рейсов «ВИМ-авиа», в правительстве не рассматривали. Более того, по некоторым данным, туроператоров фактически принуждали повторно оплатить перевозку туристов, и пошли они на это лишь под давлением властей.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
Читайте также
- От летней жары до заморозков: в Египте наблюдаются метаморфозы погоды
- Достопримечательности Италии погрузились в пучину мрака: начался национальный протест против новой опасности
- Укус кальмара: власти Таиланда предупредили туристов о новой опасности в ресторанах
- В Турции туристов предупредили о новой опасности в Средиземном море
- Гранитный памятник как отражение личной истории: создание уникального дизайна