Разделы сайта

Свежие новости

Полезные статьи

Самая необычная Масленица. Как провожали зиму на узкоколейной дороге около Лиды

Самая необычная Масленица. Как провожали зиму на узкоколейной дороге около Лиды

Пожалуй, самую необычную Масленицу провели в этом году под Лидой — на узкоколейной железной дороге, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». И хотя такие необычные проводы зимы были частью экскурсии для туристов, на праздник пришли и местные жители. Они вспоминали, как раньше в окрестных деревнях встречали весну, и что Масленица на узкоколейке получилась очень похожей на те гуляния — небольшая, камерная и уютная, но со всеми атрибутами: большим костром, песнями и танцами, хороводами и сжиганием чучела зимы. А организовали все это энтузиасты из Минска и торфобрикетный завод.

Необычную экскурсию придумал минчанин Артем Слизкий, который очень любит узкоколейки, изучает их историю (даже создал сайт, им посвященный) и уже несколько лет показывает всем заинтересованным неизвестные маленькие железные дороги Беларуси.

В этом году решил, что около Дитвы можно провести и Масленицу.

— Узкоколейка — это, можно сказать, настоящая машина времени, ведь делать вагоны и паровозы для таких железных дорог перестали уже в конце 80-х годов прошлого века. И значит, все что сейчас ездит по таким малым дорогам — это раритеты. А проводы зимы — это старинный обряд. Мы подумали, что почему бы не совместить традиции и ретро. И вот получился такой праздник около железной дороги, — говорит Артем.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Узкоколеек в Беларуси осталось не очень много. Их стали укладывать в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно. Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Узкоколейки активно использовали во время Первой мировой войны для перевозки грузов, солдат и оружия — рельсы прокладывали там, куда нужно было доехать, а потом разбирали и перекладывали на другом участке. Со временем необходимость использовать узкоколейку в пассажирских и грузовых перевозках отпала. Почти все пути в 40−50-х годах прошлого века были разобраны.

Вторую жизнь узкая колея получила в 1960-х годах, когда повсеместно стали строить торфобрикетные заводы. Сейчас в Беларуси маленьких железных дорог около 30, протяженность каждой — от пяти до тридцати пяти километров, все используются в торфяной промышленности. Одна из них — в Лидском районе. Она одна из самых крупных узкоколеек в Беларуси — ее длина почти 30 километров.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Узкая железная дорога в Дитве идет между торфяными полями, старыми хуторами, лесом и болотами с бобровыми хатками. Узкоколейка здесь выполняет чисто утилитарные функции — на ней возят торф с полей разработки на завод. Однако несколько лет назад Артем Слизский стал привозить сюда туристов. Пока небольшими группами и не очень часто.

Местные уже давно привыкли к маленьким паровозикам и вагончикам, а вот городским все было в диковинку. И просторы, открывающиеся за окном, и масленичный обряд, который проводили участники этнографического клуба «Кола» из Молодечно. Были и народные песни, и танцы, и подвижные игры, и, блины, и конечно, традиционное сжигание чучела зимы.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

На праздник пришли местные жители и приехали туристы из Минска, Лиды, Борисова, Гродно и Молодечно.

Первые рассказывали вторым, что в окрестных деревнях раньше Масленицу праздновали в каждой, а потом как-то все закончилось. И вот здесь снова зазвучали народные песни.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

— Было бы неплохо, чтобы такие праздники у нас проходили регулярно, — рассуждает одна из местных жительниц, — к нам бы стали приезжать туристы. Оказывается, узкоколейка — это интересно. Мы и сами на нашу железную дорогу посмотрели другими глазами. Она-то примелькалась — ну, ездят поезда и ездят. И вдруг люди стали приезжать на экскурсии.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Городские же, вырвавшись на природу, гуляли по полям, танцевали около костра и с энтузиазмом водили хороводы.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Артем Слизкий говорит, что это такое первое мероприятие на данной узкоколейке, и в будущем он планирует вместе с другими энтузиастами узкой колеи организовать еще какой-нибудь праздник. Главное, чтобы нашлись желающие приехать и поучаствовать во всем этом.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY
Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY
Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com

Источник