Разделы сайта
Свежие новости
От летней жары до заморозков: в Египте наблюдаются метаморфозы погоды
Укус кальмара: власти Таиланда предупредили туристов о новой опасности в ресторанах
В Турции туристов предупредили о новой опасности в Средиземном море
Возвращение туристического поезда Al-Andalus, соединяющего Испанию с Португалией
Полезные статьи
Зачем Воробью «труба» в Украине. Один из самых непубличных бизнесменов Беларуси дал первое интервью
Недавно Антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому «Нефтебитумному заводу» приобрести долю свыше 50% в уставном капитале украинского нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападТранс». Завод в Червенском районе принадлежит известному новополоцкому нефтетрейдеру «Интерсервис», которым владеет Николай Воробей. Бизнесмена нельзя назвать публичным человеком. В открытом доступе находится минимум его фото и нет ни одного интервью. TUT.BY стал первым, кому Николай Воробей согласился прокомментировать последние события вокруг компании. Правда, бизнесмен ответил на вопросы письменно.
— Действительно ли приобретаете 51% в «ПрикарпатЗападТрансе»? Во сколько это вам обойдется?
— Да, действительно, нами принято решение о приобретении в Украине трубопроводной компании «ПрикарпатЗападТранс». Сумму сделки мы не разглашаем.
— Чем было продиктовано данное решение?
— «Интерсервис» уже более 20 лет работает на рынке нефтепродуктов. И мое глубокое убеждение состоит в том, что невозможно любой компании, работающей в любой отрасли, иметь хорошие результаты, если дела в отрасли в целом оставляют желать лучшего. Поэтому мы глубоко заинтересованы в том, чтобы дела в белорусской нефтепереработке шли хорошо. И если на вопросы модернизации заводов мы не можем оказывать влияние, то приобретение трубопроводного актива в Украине будет способствовать возрастанию конкуренции белорусского продукта на украинском рынке за счет существенного улучшения логистики.
— Почему именно трубопроводный актив? Почему, например, не вложение в развитие железнодорожных поставок, приобретение подвижного состава?
— Рынок Украины важен для Беларуси. Трубопроводный транспорт же служит для транспортировки больших количеств нефтепродуктов в одном направлении и обладает многими преимуществами. Трасса трубопровода короче трасс других видов транспорта. Кроме того, трубопроводный транспорт является непрерывным, что позволяет обеспечить ритмичность поставок, и наиболее автоматизированным видом транспорта, потери нефтепродуктов меньше, чем при транспортировке любыми другими видами транспорта, и, следовательно, он является наиболее экологичным способом транспортировки нефтепродуктов. Следствием всего перечисленного является то, что трубопроводный транспорт является и наиболее дешевым из сухопутных видов транспорта нефтепродуктов.
— С преимуществами «трубы» все понятно. Но сейчас возникает много вопросов, что в нее заливать. Введены ограничения на поставку нефтепродуктов из России в Беларусь, налоговый маневр приближает цены на российскую нефть для Беларуси к мировому уровню. Какие, на ваш взгляд, перспективы у белорусской нефтепереработки?
— Чтобы получить наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос, вам следовало бы обратиться в концерн «Белнефтехим», который выполняет функции госрегулирования в отрасли. При этом могу высказать свое частное мнение по данному вопросу. Благо, повторюсь, за более чем 20 лет нами накоплен значительный опыт работы на рынке нефти и нефтепродуктов.
В Беларуси работают два крупных нефтеперерабатывающих завода в Мозыре и Новополоцке. Они действительно крупные, в состоянии перерабатывать по 12 млн тонн нефти в год каждый (среднестатистический НПЗ, как правило, перерабатывает 5−6 млн тонн). Их мощности существенно избыточны по сравнению с потребностями внутреннего рынка, что создает профицит вырабатываемых нефтепродуктов и, соответственно, экспортный потенциал страны, способный генерировать значительные валютные поступления. Но чтобы возможности превратились в реальность, ими нужно грамотно и профессионально воспользоваться. Что для этого нужно?
Первое. Это своевременная модернизация, направленная на увеличение глубины переработки (получение большего количества светлых нефтепродуктов с каждой тонны переработанной нефти) и улучшение качества продукции для обеспечения возможности ее поставки на любые рынки без ограничений. Соответствующие проекты реализуются на обоих НПЗ, и единственное, что можно пожелать заводам, так это ускорить их реализацию и запустить новые объекты в эксплуатацию. Почему это важно? Потому что сегодня в структуре нефтепродуктов много мазута и это невыгодный для экспорта продукт. Кроме того, высокое содержание серы не позволяет осуществлять их поставки для внутреннего рынка европейских стран, в том числе и Украины. И требования будут только ужесточаться. Так, например, с 2020 года для бункеровки судов будет возможно использовать только мазуты с содержанием серы не более 0,5%.
Второе. Беларусь не является морской державой и не имеет собственных портов. Поэтому для успешной реализации нефтепродуктов чрезвычайно важно выстраивание грамотных логистических схем. Необходимо минимизировать транспортные затраты. Это вопрос конкурентоспособности на рынках. Этими вопросами занимается Белорусская нефтяная компания, которая консолидирует экспортные ресурсы двух заводов. Чем большими ресурсами оперирует трейдинговая компания, тем эффективнее могут быть ее продажи.
— То есть приобретая часть «трубы» в Украине, вы таким образом хотите улучшить доставку топлива на этот рынок?
— Мы намерены предоставлять услуги по транспортировке нефтепродуктов из экспортного ресурса белорусских НПЗ, и в первую очередь Мозырского НПЗ, который имеет непосредственный выход в трубопроводную систему с возможностью дальнейшей транспортировки в системе «ПрикарпатЗападТранс», а это поставки в Украину и возможность транзита в другие страны Европы. Такая возможность актуальна уже сейчас, но следует иметь в виду, и об этом мы уже кратко говорили, что на Мозырском НПЗ реализуется крупнейший инвестиционный проект по гидрокрекингу тяжелых остатков. Реализация в ближайшее время этого проекта существенно снизит количество этих самых «тяжелых» (имеются в виду мазут и гудрон), и увеличит количество светлых. Вот эти «светлые» и лучше всего транспортировать трубопроводным транспортом. Кроме собственно линейной части актив включает в себя сеть подключенных нефтебаз с возможностью выполнения многих логистических операций. Логистические преимущества обеспечат повышение конкурентоспособности и увеличит долю присутствия белорусских нефтепродуктов на украинском рынке. Это взаимовыгодный проект.
Предприятие было основано в августе 1970 года как Прикарпатское районное управление магистральных трубопроводов Главного управления по транспорту и снабжению нефтепродуктами при Совете Министров СССР. В 2001 году получило юридический статус дочернего предприятия и было переименовано в "ПрикарпатЗападТранс". Занимается транспортировкой светлых нефтепродуктов. Протяженность трубопроводов, которыми она управляет, превышает 1200 км, а емкость резервуарных парков, предназначенных для хранения нефтепродуктов, составляет более 100 тысяч кубических метров. Кроме поставок в Украину имеет выход в страны дальнего зарубежья (Венгрия).
— А Украина не опасается передавать контроль за трубопроводом компании, которая является резидентом другой страны? Ведь ваша попытка поучаствовать в приватизации украинского «Центрэнерго» не увенчалась успехом.
— Я полагаю, что не опасается, так как для опасений нет причин, и я поясню почему. Во-первых, нефтяной рынок весьма узкий и все игроки на нем друг друга хорошо знают. Не хочу хвастаться, но «Интерсервис» за годы работы зарекомендовал себя в качестве надежного партнера.
Во-вторых, специфика ведения бизнеса в Беларуси приучила бизнес к социальной ответственности, которая для нас является не просто красивым словом, а означает глубокое понимание необходимости участия в жизни регионов, участия в социальных проектах. Никогда, ни в какой сфере белорусские компании не приобретали активы с целью их последующей эксплуатации до полного износа с последующим банкротством. И в мире об этом знают!
В-третьих, Беларусь обладает серьезным кадровым потенциалом в вопросах трубопроводного транспорта. Две «Дружбы» в Гомеле и Новополоцке эксплуатируют три тысячи километров трубопроводов. Накоплен огромный эксплуатационный опыт. В Полоцком государственном университете готовят инженеров для проектирования, строительства и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Развитая система профтехобразования позволяет готовить специалистов по всему перечню рабочих специальностей. В составе нашей компании также есть специалисты должного уровня. Таким образом, мы знаем и умеем, и социально ответственны. Поэтому нам доверяют.
— Обсуждали ли вы с партнерами International Trading Partners AG дальнейшее будущее «трубы»? Намерены ли в нее инвестировать дополнительные ресурсы? Кто помимо Анатолия Шеффера является вашим партнером в этом проекте? В частности, называлась фамилия Виктора Медведчука.
— Нашими партнером в данном проекте является International Trading Partners AG и, соответственно, г-н Анатолий Шеффер как владелец актива. Вопросы дальнейшей эксплуатации, конечно же, обсуждались. Главная цель приобретения с точки зрения эксплуатации актива — это обеспечение максимально возможной загрузки с соответствующим снижением эксплуатационных затрат и повышением его экономической эффективности. А это и заработная плата персонала, и возможность осуществления необходимых инвестиций. Все необходимые инвестиции в проект с целью повышения его надежности, обеспечения промышленной и экологической безопасности, снижения энергозатрат при перекачке нефтепродуктов, безусловно, будут осуществлены.
— Появлялась информация о поставках российского дизеля в Европу через эту украинскую «трубу». Это действительно так?
— Информация о поставках нефти и нефтепродуктов регулярно публикуется многими специализированными изданиями и аналитическими компаниями. Если у вас будет желание, то вы точно можете узнать, «откуда, куда и сколько». Касательно вашего вопроса могу сказать, что Россия перерабатывает около 250 миллионов тонн нефти в год. Безусловно, российское дизельное топливо поставляется в числе прочего и в Европу с использованием как портовой инфраструктуры, так и трубопроводного транспорта.
— Расскажите более подробно о компании «Интерсервис», которая владеет рядом активов. В частности, интересует годовая выручка, чистая прибыль, количество персонала.
— Мы финансовую информацию не разглашаем. Могу поделиться лишь нашими планами.
У нас есть собственный деревообрабатывающий завод, и в настоящее время совместно с концерном «Беллесбумпром» и иностранными партнерами мы рассматриваем новый проект, основанный на переработке древесины, которая сейчас не вовлечена в хозяйственный оборот. На принадлежащей нам промышленной площадке бывшего завода БВК в Новополоцке планируем развивать производства малой высокотехнологичной нефтехимии.
— Тогда давайте пройдемся по другим вашим активам. Намерены ли вы дальше развивать «Абсолютбанк», собираетесь ли увеличивать капитал или, может быть, вообще хотите избавиться от банка?
— Только развивать!
— Вы долгое время были директором «Автоимпорта». 5 сентября 2018 года стали директором «Интерсервиса», которым и владеете. С чем связан этот переход?
— «Интерсервис» в настоящее время более активен в своей деятельности. Совмещение статуса собственника и должности директора позволяет более тонко чувствовать все нюансы бизнеса и не перекладывать ответственность за принятие решений на других работников компании.
— Сколько было вложено средств в создание туристического комплекса «Красный бор»? Куда они были направлены? Что в первую очередь это для вас — бизнес или хобби? Говорят, вы можете часами рассказывать про охоту.
— Доволен! Вложено в этот проект немало, и не только денежных средств. Объект постоянно развивается, поэтому говорить о какой-то окончательной цифре не приходится. Куда были направлены денежные средства? На строительство инфраструктры, создание охотничьего хозяйства, развитие сельского хозяйства, благоустройство деревень, памятников военного времени, зарыбление водоемов, вселение диких животных.
В охотхозяйстве самые большие в республике северные популяции зубров, благородных оленей и европейских ланей, которые активно размножаются. Создана современная генетическая лаборатория, проводятся научные конференции. Развивается туристическая деятельность, включая фотоохоту и многое другое. Про охоту я знаю много и рассказывать могу долго, но больше в последнее время мне нравится рассказывать про природу: как увеличилась популяцию тех или иных животных, сколько родилось зубрят и т.д. Этот проект, скорее, все-таки хобби, но имеет свою бизнес-составляющую и направлен на повышение туристической привлекательности страны.
— Какая ваша роль в «Бремино Групп»?
— Я акционер.
— Сейчас вашим партнерами являются Александр Зайцев и Алексей Олексин. Но до прошлого года вы вели бизнес с Александром Шакутиным. Почему вы с ним разошлись?
— Слово «разошлись» абсолютно не подходит! Мы спокойно, по-мужски, без взаимных претензий разделили бизнес. В настоящее время каждый занимается своим делом. Александр Васильевич очень профессионально и увлеченно развивает специальное машиностроение. У нас хорошие, дружеские отношения.
— Как выпускник Киевского государственного университета оказался в Беларуси? Как историк по образованию занялся многопрофильным бизнесом?
— После окончания университета в 1985 году был призван в армию. Служил два года в звании лейтенанта. С этого времени постоянно проживаю в Беларуси. Что касается вопроса по поводу моего исторического образования, то могу вас заверить, что знание истории еще никому не помешало в понимании настоящего и прогнозировании будущего. Ну и, конечно же, человек должен учиться всю свою жизнь.
Читайте также
- От летней жары до заморозков: в Египте наблюдаются метаморфозы погоды
- Достопримечательности Италии погрузились в пучину мрака: начался национальный протест против новой опасности
- Укус кальмара: власти Таиланда предупредили туристов о новой опасности в ресторанах
- В Турции туристов предупредили о новой опасности в Средиземном море
- Гранитный памятник как отражение личной истории: создание уникального дизайна